«Итоговая аттестация – важнейший этап обучения по дополнительным

общеобразовательным программам»

27.03.2023 года в МАУДО ДШИ состоялся семинар на тему: «Итоговая аттестация
– важнейший этап обучения по дополнительным общеобразовательным программам».
Проблема качества Российского образования в условиях современного
экономического развития становится наиболее актуальной. Государство усиливает
внимание и контроль не только за соблюдением прав личности ребенка, но и повышает
ответственность образовательных организаций за качество реализации образовательных
программ и, как следствие, за разработку механизмов отслеживания образовательных
результатов обучающихся. В отличие от общего образования, где процесс выявления
результатов образовательной деятельности обучающихся четко отработан, в
дополнительном образовании нет единого механизма отслеживания образовательных
результатов обучающихся в процессе реализации дополнительных общеобразовательных
программ. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов вызывает у
педагогов затруднения в отслеживании образовательных результатов обучающихся.
Проблема оценки качества реализации программ в учреждениях дополнительного
образования связана еще и с тем, что многие педагоги, чаще всего, оценивают
образовательные результаты обучающихся по внешним критериям: достижениям в
конкурсах и олимпиадах, количеству концертных выступлений и др. Как показывает
практика, в этих мероприятиях участвуют только наиболее подготовленные обучающиеся,
а остальные остаются за рамками процесса оценки собственных достижений. Труднее
всего поддаются оцениванию «внутренние» результаты: личностное развитие конкретного
обучающегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной
программы, успешность её усвоения и др. Использование формальных способов оценки
образовательных результатов в дополнительном образовании детей ведет к снижению
качества работы педагога, манипулированию его показателями, утрате профессиональной
ответственности за свою деятельность перед обучающимися и их родителями (законными
представителями). Выстраивание процесса отслеживания образовательных результатов
обучающихся, позволяющего объективно оценить качество освоения дополнительных
общеобразовательных программ, является одним из условий работы МАУДО ДШИ.
Несмотря на все особенности дополнительного образования (специфика содержания,
форм и методов деятельности), оно подчиняется общим закономерностям
образовательного процесса, т.е. оно имеет цели, задачи и результат. Поэтому, определяя
систему отслеживания результатов образовательного процесса, как проблему
педагогического контроля, мы предлагаем уделить внимание вопросам аттестации, как
одной из форм отслеживании и оценке образовательных результатов обучающихся в
МАУДО ДШИ. Аттестация, в последнее время, становится неотъемлемой частью
образовательного процесса учреждений дополнительного образования и регламентируется
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (часть 1 статьи 58, часть 3 статьи 59, часть 10 статьи 28, статьями 17, 34),
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом
Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г.№ 629.
Целью проведения аттестации является выявление соответствия уровня освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной программы прогнозируемым
образовательным результатам. В образовательном процессе МАУДО ДШИ аттестация
обучающихся выполняет целый ряд функций:
– учебную, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления
обучающимся полученных теоретических и практических знаний, умений и
навыков;

– воспитательную, так как является стимулом к расширению познавательных
интересов и потребностей обучающихся;
– развивающую, так как позволяет обучающимся осознать уровень их актуального
развития и определить перспективы;
– коррекционную, так как помогает педагогу своевременно выявить и устранить
объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса;
– социально-психологическую, так как дает каждому обучающемуся возможность
пережить «ситуацию успеха».
Аттестация обучающихся в МАУДО ДШИ строится на следующих принципах:
– научности;
– учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
– адекватности специфики детского объединения к периоду обучения;
– свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
– открытости результатов для обучающихся и родителей (законных представителей).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (часть 1 статьи 58, часть 1 статьи 59) определяет два вида аттестации:
– Промежуточная аттестация – это оценка освоения образовательной программы, в
том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, образовательной
программы.
– Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися уровня
достижений, заявленных в образовательных программах по завершении всего
образовательного курса программы.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (часть 1 статьи 58) аттестация обучающихся осуществляется в
формах, определенных программой, и в порядке, установленном и прописанном в
нормативных актах МАУДО ДШИ. Многообразие дополнительных общеобразовательных
программ обуславливает разнообразие используемых критериев, форм и методов оценки
образовательных результатов процессе аттестации, которое возможно прописать только в
конкретной образовательной программе. Поэтому процедура аттестации обучающихся
разрабатывается каждым педагогом самостоятельно.
Пожелаем удачи всем, кому предстоит пройти этот важный этап в жизни!